Гармоничное развитие ребёнка заключается не только в уровне фонематического восприятия и способности правильно произносить звуки, но и в способности дифференцировать фонемы в потоке речи. Ни для кого не секрет, что нужно развивать фонематический слух с раннего возраста.
Фонематический слух – это способность узнавать и дифференцировать звуки речи. Это очень важно для восприятия речи.
Если у ребёнка недостаточно хорошо развит фонематический слух, то возникнут проблемы с обучением чтению и письму: невозможно будет полноценно воспринимать слова, и в письме огромное количество орфографических ошибок.
Принято выделять несколько этапов развития фонематического слуха у ребёнка:
* Первая стадия (префонематическая) характеризуется недостаточным пониманием ребёнком речи и неумением дифференцировать звуки. В этот период малыш ещё не умеет говорить.
* На втором этапе ребёнок уже может различать «контрастные» фонемы, но похожие по звучанию может и не различить. При этом ребёнок не понимает людей с нарушениями речи. Как раз на этом этапе начинается развитие фонематического слуха.
* Третий этап характеризуется умением различать фонемы. Ребёнок начинает узнавать и неправильно произнесённые звуки. Фонематический слух достигает пика своего развития. Начинают преобладать правильные формы восприятия звуков и их произношения.
* Последний этап. Фонематический слух сформирован окончательно.
Фонематическое восприятие – это способность воспринимать звуковой состав слова (количество гласных и согласных звуков и их позиция, количество слогов и т.п.). Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой
структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения. При этом главное отличие фонематического слуха от фонематического восприятия в том, что последнее формируется в процессе целенаправленного обучения.
|